Урумчи — Тяньчи — Урумчи на велосипеде

В Китае в горах восточного Тянь-Шаня есть красивое озеро Тяньчи (в переводе — Небесное Озеро). озеро на высоте 2000 м над уровнем моря. Раньше это был кратер вулкана, а сейчас лазурного цвета озеро в окружении 16 горных вершин.
Есть легенда, что однажды, давным давно, над озером пролетала сорока, и уронила волшебную ягодку. в то время три небесные девы пришли искупаться. одна из дев, увидев ягодку, съела ее. от этого забеременела и родила мальчика. он и стал первым воинственным маньчжуром. Маньчжуры потом расплодились, и захватили Пекин, и присоединили весь Китай.. ну это уже другая история..
а сейчас история про то, как мы с Фабио на велосипедах поехали на Небесное озеро искупаться. и в то время об этом озере я не знала ничего.

итак,
в августе 2010 года после поездки на велосипеде по горам китайского Памира у Фабио оставалось еще 5 свободных дней до обратного перелета из Китая домой в Италию. и у меня 6 дней до конца визы. мы только что вернулись в Уручи на автобусе из Кашгара. забросили вещи в ночлежку. и уже час бродили по улицам города, глазея на экзотические прилавки с сушеными лягушками и змеями. и наполняя желудки уличной уйгурской едой с запахом баранины.
и вот Фабио, откусывая кусок от еще теплой тандурной лепешки говорит:
— что делать будем тут 5 дней..
— не знаю, ничего.. — расплачиваясь с продавцом за очередную самсу отвечаю я
— тут недалеко от Урумчи есть озеро красивое. я где то читал. давай туда на велосипедах сгоняем.
— да ну, далеко наверное, не успеем.
— пойдем в ночлежке на ресепшене спросим.
оказалось что до озера 110 км на северо восток от Урумчи. мы еще спросили где тут у них поблизости веломагазин. магазин был совсем не далеко. мы сразу же туда наведались и узнали про аренду велосипеда посуточно. договорились, что прийдем завтра утром к открытию и возьмем два велосипеда на 5 дней.
утром пришли с рюкзаками. по дороге купили пакеты китайской лапши и воду.
прикрепили рюкзаки к багажникам, спросили, в какую сторону ехать на Тяньчи. и укатили.

вначале очень долгий выезд из двух миллионного города. остановились передохнуть на 10 минут среди огромных скульптур. место оказалось кладбищем.

потом весь день среди сухих раскаленных холмов под палящим солнцем. было так жарко, кажется мой мозг испекся и перестал работать. как мы нашли дорогу без карты, спрашивали ли по дороге на перекрестках, и вообще встречали ли людей,.. ничего не помню, кроме коричневых холмов.
нет ни одной фотографии.

следующая фотография была сделана уже вечером, когда солнце зашло за горизонт.

приблизились к горам. вокруг стало зеленее. проезжали дома..
тут уже помню, когда мы остановились наполнить бутылки водой из какой то трубы, нас угостили арбузом. и позже еще мужчина был так рад нас видеть, пригласил посмотреть его сад у дороги с фруктовыми деревьями, цветами и виноградом. звал домой к себе на плов. на плов идти мы отказались, уже темнело, а хотелось проехать еще немного. тогда он дал нам винограда с собой. так много, я его еще на следующее утро ела.
а вот и следующее утро.

в этот день дорога поднималась в горы. проезжали золотого человека, прям как в Казахстане. в этом районе живут китайские казахи.

весь день ехали вверх. ждали, что вот вот покажется озеро за поворотом.
к вечеру подъехали к красивой арке и перегораживающему дорогу шлагбауму. там мы передохнули на лавочках под деревьями, и предвкушая скорую встречу с Небесным озером двинули дальше. за шлагбаумом нас остановили и показали на небольшое здание в стороне. оказалась билетная касса. и билет стоил аж 100 юаней (около 15 usd). то что нужно платить деньги, чтоб посмотреть природу нас шокировало. после совершенно бесплатного Памира (где тоже был пропускной пункт со шлагбаумом. но там только посмотрели документы).
Решили, что мы или нас просто не правильно поняли. столько билет стоит для автотранспорта. а для пеших и велосипедистов бесплатно, или доллара 2. не больше.
потом еще долго мы объяснялись жестами и мимикой, с пропускными китайскими работниками, что мы не на машине приехали и не на автобусе. а на велосипедах 2 дня ехали из Урумчи. природу мы не загряняем, и мусор увозим с собой в мешочках. они нас все равно не пустили.

мы отошли немного посовещаться. чуть ниже у дороги стояли местные юрты. девочка, наблюдавшая за нами, поманила нас пальцем. оказалось что она немного говорит по английски. сказала что другой дороги отсюда на озеро нет. и горы слишком крутые, чтоб пройти с велосипедом. зато она знает один секрет. когда к ним приезжают родственники из Урумчи. они проходят по дороге пост ночью, часа в 3. и если мы подождем немного, всего пол ночи. то потом можно будет проехать по дороге на велосипедах, и не покупать такой дорогой билет. мы поблагодарили добрую девочку и судьбу, посмотрели друг на друга, и кивнули головами.
с другой стороны дороги был небольшой водоемчик.

на его берегу мы и остановились на ночь. палатку решили не ставить. вечером стало очень холодно. жгли костер. я одела на себя всю одежду что была, залезла в спальник. и уснула.

ночью Фабио вдруг стал меня тормошить, и говорить что то про «пора».. тогда сонная я ничего не понимала и только хотела чтоб он оставил меня в покое. а он почему то не оставлял. «кто я» и «где я» стали постепенно возвращаться в мое сознание. и я думала только о двух вещах:  почему ему не спится, и как он умудрился проснуться среди ночи в нужное время. хотелось попросить чтоб бросить эту затею. итак уже хорошо проехались, поспали на берегу озерца в горах. можно ехать обратно. но промолчала. и стала собирать вещи в темноте.

закинули рюкзаки за спину, взяли велосипеды и пошли осторожно. оказалось что пропускной пункт ночью очень хорошо освещается. и установлены несколько камер видео наблюдения. но никого из людей не было видно. мы прошли под фонарями и камерами. и теперь уж думали, что утром нас обязательно разыщут. дальше гавкали собаки. пройдя немного мы сели на велосипеды и начали быстро крутить педали. дорога вверх. серпантин. с одной стороны скала, с другой стороны слышно как шумит внизу река. почти ничего не видно. луны не было. когда Фабио уезжал от меня на 3 метра вперед, мне казалось что я совсем одна в черном черном мире. и становилось страшно.
он все ехал и ехал. а я крутила педали изо всех сил, только чтоб не отставать. скалы уже закончились. и стали видны вокруг силуэты деревьев.
не знаю, сколько мы проехали до того волшебного момента, когда Фабио наконец то слез с велосипеда, и сказал, что пойдет посмотрит, есть ли тут ровное место остановиться. я еле дышала. и этот счастливый момент, когда он мне сказал, «есть», я запомнила навсегда.

забрались на пригорок выше дороги. положили велосипеды. залезли в спальники и уснули.
утром проснулись на прекрасной поляне с одуванчиками.

чуть в стороне сидел на корточках человек и смотрел  на нас. когда заметил что мы проснулись, и тоже наблюдаем за ним, он тихо встал и ушел.

потом мы еще ехали круто вверх

и наконец то приехали к Небесному озеру Тяньчи

оно и правда великолепно.
на его берегу мы прожили полтора дня и две ночи

плавали в холодной воде,

обошли озеро вокруг. оказалось это не так быстро и просто, как представлялось.

но зато очень красиво

с юртами

дышащей дымом землянкой

и монастырем.

назад до Урумчи доехали за один день. уже в пригороде случился первый и единственный прокол.

конец)

п.с.: написанное выше не является инструкцией или призывом к незаконному проходу чек постов.